Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Нужны-ли электронные журналы?
Всего 915 человек

Здоровый образ жизни

Дата: 16 апреля в 11:50

«Чтобы сделать  ребенка умным и рассудительным

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо

         От  любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

                Мы  с Вами живем в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс  требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которое предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела,  другими словами – абсолютно здоровый ученик.

               Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье  социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье  нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого,  определяет система нравственных ценностей.

        Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

- 50–55% зависит от образа жизни;

- 20–25%  от влияния окружающей среды и экологии (только от 5 до 10% детей рождаются здоровыми);

- 20% – от наследственности;

- и  только 5 % зависит от медицины.

       Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения, следующие негативные факторы здоровья: 

- малоподвижный образ учащихся;

- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

- стрессовые воздействия во время обучения;

- несбалансированное питание;

- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

- несоблюдение режима дня;

- несоблюдение гигиенических требований.

        По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Марк Твен сказал однажды: «Господь сделал ошибку, не предусмотрев для человека запасных частей». Но у человеческого организма огромные резервы, поэтому он может жить,  гораздо дольше, чем сейчас.

Что же такое здоровый образ жизни, от которого зависит наша жизнь?

        Это и рациональное питание, и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции, личная гигиена и закаливание.

          Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы ученых, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.

Рациональное питание очень важно: организм ребенка расходует энергии в 1,5 – 2 раза больше, чем организм взрослого человека в расчете на 1 кг веса.

Что значит рациональное питание? Это питание,  включающее в себя все необходимые органические вещества для роста и развития организма ребенка-подростка: белки – содержащиеся в мясе, рыбе, яйцах; углеводы – в злаковых культурах, овощах, фруктах; жиры – в растительных и животных маслах, в фасоли, горохе, рыбе.

Рациональное питание, значит правильное питание, а наши дети часто, чтобы утолить голод питаются чипсами, сухариками, пьют цветные газированные  напитки.

Наилучший режим питания – 4-х- 5-ти  разовый прием пищи: при этом на завтрак должно приходиться   20% - 25% от общей калорийности суточного рациона,  на обед – 30- 35%, на полдник –10- 15 %, ужин –20- 25 % и на второй ужин – 15%.  Школьники редко едят  4 раза в день, хотя в каждой семье складываются свои  традиции питания, определяющиеся как условиями работы и учебы, так и этническими, социальными и индивидуальными особенностями семьи. Поэтому обязательным должно быть питание ребенка в школе.

               Современные дети находятся в условиях постоянного роста статистических нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, что особенно сильно проявляется в отношении детей обучающихся в инновационных учебных заведениях (гимназиях, лицеях). Например, на выполнение домашнего задания учащиеся 6 класса тратят ежедневно 5-6 часов. Дети практически не бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом, мало спят. Так длительность ежедневных прогулок для большинства детей (56%) составляет 15-30 минут, а в выходные 1,5 - 3,5 часа. В результате увеличения учебной нагрузки существенно снижается интерес детей к спорту у мальчиков – 11,1% , а у девочек – 23,4% от общего количества детей в классе занимающихся  спортом. Однако время, проводимое детьми у телевизора, постоянно возрастает  -  с 1,5 часов в начальной школе до 3,5- 4 часов в 6-ом  классе.

           Эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной жизнью те люди, которые умеют четко планировать свое время. В таком планировании отношение к здоровью является важнейшей жизненной ценностью.

             Гигиенические рекомендации по распределению времени при составлении режима дня:

1. Учебные занятия – 4,5 -5,5 часов;

2. Дополнительное образование (кружки, клубы) – 1,5-2 часа;

3. Учебные занятия дома – 2,5-3 часа;

4. Занятия спортом, игры на свежем воздухе – 2,5-3 часа;

5. Свободное время, помощь семье, чтение – 2-2,5 часа;

6. Утренняя зарядка, прием пищи, туалет – 2-2,5 часа;

7. Сон ночной – 9-10 часов.

           При составлении режима дня должны чередоваться периоды работы и отдыха.

     Садиться  за уроки  нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия,  пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

              Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

             А ваши дети соблюдают режим дня? Во время они ложатся спать, кушают? Проанализируйте свой день и день вашего ребенка школьника. Все ли вы делаете для своего ребенка в плане сохранения и укрепления его здоровья? Как вы проводите с детьми выходные дни?

            Если подумать, то получится, что наше здоровье на половину зависит от нас, от нашего образа жизни! Ведь это замечательно! Стоит только захотеть!

          Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

Когда вы последний раз проводили с детьми свободное время, выходные?

Какие же формы совместного отдыха детей и родителей можно выделить?

         1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.

         2. Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.

         3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

         4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

         5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

         Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе,  отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением. От того как мы родители сегодня относимся к своим детям зависит отношение детей завтра к нам – родителям, а также отношение наших детей к своим будущим детям.

Одним из важным моментов в здоровьесберегающей образовательной среде в каждой семье выступаетфизкультминутка. Она полезна и нужна каждому ученику, укрепляет здоровье, помогает при выполнении домашнего задания.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Веселые физминутки –  прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания. 
Особенно следует уделить внимание утренней  физминутке, которая с самого утра поднимает настроение малыша и готовит его к интересному, плодотворному дню. 

По своему содержанию физкультминутки разнообразны:

Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками. 
Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Танцевальные.

Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под веселую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто,  как умеет. 

Ритмические.

Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Физкультурно-спортивные. 

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Игровые.

Проводятся игры-минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической,  но и эмоциональной разрядки.

Подражательные (имитационные).

Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы и т.д.

          В каждой семье есть свои традиции. Если Вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино и театры, семейные праздники, семейные чтения, – за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

         Во время таких мероприятий, как например, семейный обед, можно научить ребенка хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой пище. Все домашние, в том числе и дети,   расслабляются, успокаиваются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро закрепляются надолго, может быть, и на всю жизнь.

         И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример,привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Вы тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку. Будьте здоровы и счастливы!

Заведующий  отделением гигиены

детей и подростков санитарно-эпидеми-

ологического отдела ГУ «Центр гигиены

и эпидемиологии Первомайского района

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.