Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Нужны-ли электронные журналы?
Всего 894 человека

Ребёнок в социальных сетях

Дата: 26 февраля в 19:24

«Тише. Идет общение…» – так и хочется сказать, глядя на это фото. Сегодня общение между современными подростками происходит приблизительно так. Все чаще мы взрослые задаемся вопросами: «Каково же Интернета на наших детей?»; «Почему наши дети сидят в бесконечном общении в социальных сетях, вместо того, чтобы общаться в живую, выйти на улицу, сходить к другу в гости?».

В современном мире процесс социализации личности ребенка становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». Если ранее во всех недостатках родители винили влияние «улицы», то теперь ребенку, и из дома- то выходить не надо. Обладая с малых лет мощными технологическими разработками в виде различных гаджетов и смартфонов и наслаждаясь всеми прелестями их использования, дети ХХI века хотят быть как можно ближе к IT -индустрии. Интернет пестрит информацией негативного информационно-психологического влияния, манипулирования. В возрастании влияния компьютера в развитии ребенка сказывается и недостаток внимания к этой проблеме самих родителей, а зачастую пассивная воспитательная позиция к организации совместного семейного досуга, поддержания традиций, личностному развитию ребенка. Зачастую на вопрос «Как проводите дома свободное время?» от детей слышишь: «Мы вместе с родителями отдыхаем – каждый сидит в своем компьютере». Это проблема и проблема, которая требует от родителей и школы определенных действий и решений.

Анализируя с педагогами школы проблемы влияния социальных сетей на учащихся, нельзя ни учитывать мнение самих учащихся. Было проведено изучение мнения учащихся нашей школы (анкетирование, сочинение-размышление «Социальные сети – плюсы и минусы»). Результаты получились следующие: 95% опрошенных учащихся используют Интернет каждый день и только 5% учащихся ответили – 3-4 раза в неделю. Цифры показывают насколько сильно зависят подростки от Интернет пространства. Высказывания самих учащихся указывают на то, что ребята осознают, насколько затягивающим может быть работа за компьютером – «зашел в Интернет на 15 минут, а просидел три часа». Многие родители отмечают тот факт, что с появлением в их доме Интернета дети стали хуже учиться, меньше бывать на улице, заниматься делами по дому.

Для чего чаще всего используется интернет подростками? 74% учащихся используют Интернет в основном для общения с друзьями и установления новых контактов в чате; 48% – для подготовки к урокам; 37% – для поиска, знакомства с информацией, новостями из различных сфер жизни; 35% – для игр в онлайн с виртуальными друзьями и знакомыми. Ответы ребят указывают на то, что посещение Интернета с образовательными целями постепенно отошло для детей на второй план. В основном школьников интересуют сайты, где можно пообщаться с друзьями, найти новых друзей, скачать музыку. Причем подростки отмечают, что зачастую виртуальное общение с друзьями происходит чаще, чем в реальном мире. Интернет привлекает их богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей информации о знаменитостях, любимых музыкантах, футбольных командах, о новых молодежных течениях, о жизни других подростков. Учащиеся с удовольствием просматривают школьные странички, ведь жизнь сверстников их интересует больше, чем жизнь взрослых. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих друзьях.

На вопрос «Случалось ли тебе или твоим друзьям сталкиваться с «кибербулингом» – интернет/мобильным хулиганством?» 47% учащихся ответили утвердительно. 79% опрошенных подростков, находясь в Интеренете, систематически сталкиваются с материалом «взрослого содержания», порнографическими фото. Причем отношение подростков к данной информации, весьма неоднозначно: 58% учащихся стараются не обращать внимание; 26% – испытывают интерес, интригу; 15% – раздражении; 5% – ощущают психологический дискомфорт, чувство неприязни. Огорчает и тот факт, что только 32% подростков готовы поделиться с родителями в случае получения негативной информации посредством Интернета. Анализ ответов учащихся, да и личный опыт работы в Интернете указывает на то, что Интернет несет негативное влияние на подростков тем, что не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от ненормативной информации, которую детям совершенно незачем знать, что представляет огромную опасность для подростков, у которых моральные ценности еще не сформированы, а тяга к «взрослым» развлечениям велика. При отсутствии должного контроля со стороны взрослых, молодежь в социальной сети становится объектом негативного информационно-психологического влияния, манипулирования.

Эти результаты не могут не волновать взрослых, а в особенности родителей. Ведь каждый родитель надеется на то, что именно он имеет основное влияние на формирование личности своего ребенка. Окружая его заботой и поддержкой, родители стремятся сформировать у своего ребенка чувство защищенности, доверия к окружающему миру. А что получается в итоге. Многие родители считают, что они все знают о своем ребенке и особенно не волнуются за него, когда он находится дома. Однако это не так. Учитывая тот факт, что Интернет становится все более доступным, актуализируется фактор влияния его на воспитание подростков. Им предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных клубах, учащиеся пользуются Сетью на уроках в школе, под наблюдением учителей, и самостоятельно, на переменах и после уроков. Эти вещи пугают, так как даже дома и в школе дети не всегда находятся в безопасности.

Анализ ответов ребят на вопрос, касающийся отношения родителей к их деятельности в Интеренете и общения в социальных сетях показал следующие результаты. «Особенно не вникают» – 57% родителей; «часто возникают конфликтные ситуации из-за продолжительности работы за компьютером» – 37%; «стараются контролировать мою деятельность в интернете» – 16%; «родители против моей деятельности в интернете, если это не касается подготовки к урокам» –5%.Результаты анкетирования учащихся и родителей указывают на тот факт, что большинство родителей далеки от знания того, чем живут их дети в Интернете, и какую негативную роль он может играть в их личностном развитии. Причем ребенку не надо выходить из дома, достаточно включить компьютер, либо взять в руки телефон. Из практики школы случались такие ситуации, когда родители были в шоке от знакомства с теми обсуждениями, которые ведут подростки в социальных сетях и их ребенок в том числе.

Большинство подростков не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его. Это среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках. Зачастую, зайдя в класс во время перемены, вместо живого шумного общения видим отрешенных от окружающего мира подростков с телефонами в руках. Очевидно, что общение подростка с компьютерными технологиями не проходят бесследно для его личностного развития, его здоровья. Наиболее очевидными для взрослых являются проблемы со здоровьем, прежде всего, нарушения осанки и зрения. Тенденция засиживаться в Интернете по ночам приводит к развитию синдрома хронической усталости. Каково же мнение на эту проблему самих подростков? Учащиеся отмечают, что в процессе работы за компьютером у них происходят изменения как положительные, так и отрицательные. Среди положительных изменений в себе отмечают: развитие способностей находить и выбирать необходимую информацию (анализ и синтез); набирать и редактировать тексты; расширение пассивного кругозора. Среди отрицательных: раздражительность; повышенная утомляемость; лень; жестокость; замкнутость; появилась нехватка времени; «зависание в виртуальной жизни», уход от реальности.

Анализ результатов исследования мнения подростков о влиянии Интернета, указывает на осознание самими учащимися того факта, что Интернет - явление неоднозначное и таким же неоднозначным является его влияние. С одной стороны – очень упрощает им жизнь, открывает новые интересные возможности, он просто стал незаменим, а с другой – несет негативные последствия. И все же не стоит впадать в крайности. В разумных пределах подросток может и должен пользоваться Интернетом, однако необходимо знать те негативные последствия, к которым может привести неправильное использование интернет ресурсов и учитывать их.

Одной из значимых задач педагогов школы должно быть критическое осмысление и понимание влияния Интернета на подрастающее поколение. Педагог должен стать активным участником в том социальном пространстве, в котором находятся его дети, а не посторонним наблюдателем.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.